В рамках конкурсного производства установлены следующие особенности исполнительного производства. При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в соответствии с п. 4.1 Методических рекомендаций по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства (утв. ФССП России 30.06.2010 № 02–1) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительные производства, в том числе по исполнительным документам об обращении взыскания на заложенное имущество и исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, по п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, за исключением исполнительных производств:
- о признании права собственности,
- о компенсации морального вреда,
- об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
- о применении последствий недействительности сделок,
- о взыскании задолженности по текущим платежам,
- по требованиям неимущественного характера.
Следует особо обратить внимание на то, что с учетом особенностей банкротства индивидуальных предпринимателей, к которым после завершения дела о банкротстве могут быть предъявлены требования, не связанные с предпринимательской деятельностью, не заявлявшиеся в деле о банкротстве такого предпринимателя, при открытии конкурсного производства приостановленные исполнительные производства не заканчиваются на основании абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ. Такие производства остаются приостановленными. Если соответствующие исполнительные производства возбуждены после открытия конкурсного производства, они также считаются приостановленными с момента их возбуждения.
Необходимо отметить, что указанное положение нередко используется недобросовестными должниками — физическими лицами, которые с целью приостановления исполнительных производств регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве).
Закон № 229-ФЗ не устанавливает специального порядка ведения исполнительных производств, возбужденных на основании указанной категории исполнительных документов, на стадии конкурсного производства, что позволяет судебному приставу-исполнителю применять предоставленные ему процессуальные полномочия в полном объеме.
Отсутствие согласованности между нормами Закона № 127-ФЗ и Закона № 229-ФЗ в части определения правовых последствий введения в отношении должника процедур банкротства привело к формированию неоднозначной судебной практики по вопросу правомерности применения судебным приставом-исполнителем ограничений права должника распоряжаться принадлежащим ему имуществом, предусмотренных Законом № 229-ФЗ.
В этом отношении особого внимания заслуживает позиция Высшего арбитражного суда РФ по вопросу порядка взыскания задолженности по текущим платежам после признания должника банкротом. В соответствии с абз. 5 п. 16 Постановления Пленума № 59 с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам в силу ч. 4 ст. 96 Закона № 229-ФЗ не оканчивается. Вместе с тем судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном ст. 8 Закона № 229-ФЗ. При этом судебный пристав-исполнитель должен соблюдать очередность, предусмотренную п. 2 ст. 134 Закона № 127-ФЗ.
Иными словами, постановление судебного пристава-исполнителя о списании денежных средств (об обращении взыскания на денежные средства), направленное в банк или иную кредитную организацию во исполнение требований судебного акта о взыскании текущих платежей, будет отвечать критериям законности, если в постановлении подтвержден текущий характер взыскиваемых платежей и указано на очередность удовлетворения требований данного исполнительного документа, которая определена с учетом норм Закона № 127-ФЗ.
Исходя из этого положения, получается, что Высший арбитражный суд РФ возложил на кредитные организации непрофильную функцию по квалификации платежа (в качестве текущего или реестрового) и обязанность по осуществлению контроля за соблюдением очередности, предусмотренной п. 2 ст. 134 Закона № 127-ФЗ.